Нержавеющая жаростойкая сталь - сталь, способная противостоять окислению при высоких температурах. Дополнительно
обладает способностью сопротивляться пластическим деформациям и разрушению в области высоких температур.
Для придания жаростойкости стали легируют хромом, алюминием, кремнием. Стали, легированные кремнием и хромом,
называются сильхромами; хромом и алюминием - хромалями; всеми тремя элементами - сильхромалями.
Кремний повышает жаростойкость сталей, работающих в окислительной атмосфере. Если газы при высоких температурах
содержат значительное количество водяных паров, то в таких условиях более устойчивыми являются хромистые и хромоникелевые стали.
Жаропрочная нержавеющая сталь является широко востребованным материалом. Многие детали современных механизмов испытывают
высокие напряжения и нагреваются в процессе работы до высоких температур.
Основные области применения таких сталей - элементы двигателей внутреннего сгорания и реактивных двигателей, паровых
котлов и турбин, газовых турбин, металлургических печей.
Требования, которые предъявляются к различным деталям, зависят от времени работы при высоких температурах и термических режимов.
Марки жаропрочных сталей разделяют на следующие группы:
Клапанные стали - предназначены для изготовления клапанного узла -
ответственного механизма, часто определяющего безремонтный срок службы мотора. Отдельные элементы клапана работают при
различных нагрузках, поэтому для их изготовления применяют несколько сталей с различными характеристиками и различные виды
термической обработки.
Котлотурбинные - котельные и крепёжные сплавы. К котельной относится
сталь жаропрочная низколегированная молибденом, никелем и вольфрамом с малым содержанием углерода. Её основной характеристикой
является длительная прочность. К группе крепёжных относятся низколегированные среднеуглеродистые стали. Их основное качество - предел текучести.
Важнейшими деталями современных реактивных двигателей являются лопатки газовой турбины, турбинные диски, камеры сгорания.
Аустенитные стали, используемые для изготовления такой продукции, делят на две группы:
К первой группе относятся сплавы с содержанием хрома до 25%, их применяют
в производстве камер сгорания, форсажных камер, жаровых труб.
Стали второй группы содержат хром - не более15%, но дополнительно в их
состав в повышенном количестве входят вольфрам, титан, молибден, ниобий.
Сварка жаропрочной стали, благодаря современным сварочным материалам и технологиям, позволяет получать качественный шов,
стойкий к появлению горячих трещин.
Сварные швы жаропрочных сталей склонны к образованию холодных трещин и появлению разупрочнения в зоне термического влияния.
Для борьбы с этими негативными явлениями перед сваркой используют местный или общий подогрев соединяемых элементов. Этот позволяет
снизить разницу температур между зоной сварки и периферийных участков, уменьшив, тем самым, напряжения в металле.
Для уменьшения опасности возникновения холодных трещин после сварки проводят отпуск изделий в течение нескольких часов.
При отпуске завершается преобразование остаточного аустенита в мартенсит.