Сталь специального назначения рельсовая – это углеродистая сталь, которая легируется кремнием и марганцем. Основной легирующий элемент
таких марок стали - марганец. В целом марганец влияет на сталь следующим образом:
Феррит - сильно повышает прочность, твердость, удельное электросопротивление и
коэрцитивную силу;
Аустенит - понижает точки А1 и А3, понижает
А4, сдвигает точку S влево, расширяет γ-область, увеличивает склонность к росту зерна, сильно увеличивает
прокаливаемость, уменьшает критическую скорость закалки, сильно понижает мартенситную точку Мн и резко увеличивает
количество остаточного аустенита (согласно диаграмме Fe-C);
В целом - происходит уменьшение красноломкости стали при повышенном содержании серы,
повышается прочность, упругие свойства и износоустойчивость, снижается ударная вязкость, увеличивается склонность к отпускной хрупкости;
снижается пластичность, магнитная индукция и магнитная проницаемость.
Особенность рельсового проката в том, что он обязательно подвергается термической обработке, которая придает эксплуатируемой поверхности
рельсов высокую твердость, сопротивление износу и вязкость.
В состав рельсовой стали, входят:
Углерод - 0,71...0,82%
Марганец - 0,75...1,05%
Кремний - 0,18..0,4%
Фосфор - не более 0,045%
Медь - не более 0,2%
Ванадий - 0,09..0,15%
Углерод придает высокую твердость рельсовой стали. Повышение содержания углерода в мартеновской стали увеличивает ее износостойкость.
Верхние пределы содержания углерода установлены во избежание увеличения хрупкости стали и возникновения поверхностных дефектов, раковин и т.п.
Рельсы из стали с содержанием углерода выше среднего относятся к твердым. Рельсы из стали, содержание углерода в которых равно или ниже
среднего значения, относятся к нормальным.
Марганец также повышает твердость и износостойкость стали, увеличивая одновременно и ее вязкость.
Кремний в указанных ограниченных количествах увеличивает твердость металла.
Фосфор и сера - примеси вредные, при большом содержании фосфора рельсы становятся хрупкими при низких температурах, при большом содержании
серы появляются трещины при прокате рельсов - красноломкость. Небольшая примесь меди несколько повышает коррозионную стойкость стали.