Позвонить: (4842) 75-75-05
Написать сообщение: m-40@inbox.ru
Посадкой называется характер соединения сопрягаемых деталей, определяемый разностью между размерами вала и отверстия,
создающий большую или меньшую свободу (зазор или натяг) их относительного перемещения или степень сопротивления
взаимному перемещению.
В зависимости от наличия в сопряжении зазора или натяга различают посадки с зазором, с натягом и переходные. Если диаметр отверстия меньше
диаметра вала, то разность между ними называют натягом, а если больше – зазором.
Посадками с зазором, или свободными, называют такие посадки, при которых обеспечивается возможность относительного перемещения
сопряженных деталей во время работы.
В зависимости от величины зазора степень относительного перемещения деталей, сопряженных свободной посадкой, может быть различной.
Для вращения шпинделя фрезерного станка в подшипниках зазор должен быть меньшим и, следовательно, посадка более тугой, чем для посадки
колец на фрезерную оправку.
Посадками с натягом, или неподвижными, называют посадки, при которых во время работы не должно происходить перемещения сопряженных
деталей относительно друг друга. В зависимости от величины натяга степень свободы сопряженных деталей неподвижной посадки может
быть различной. Так, посадку шейки вала в кольцо шарикоподшипника производят с меньшим натягом, чем посадку колеса железнодорожного
вагона на шейку оси.
При переходных посадках возможно получение, как натягов, так и зазоров. При наибольшем предельном размере вала и
наименьшем предельном размере отверстия получается натяг, а при наименьшем предельном размере вала и наибольшем предельном
размере отверстия получается зазор (зазор в таблицах допусков в графе «натяг» обозначен знаком минус).
Сокращенные обозначения посадок на чертежах:
Посадки с зазором:
Переходные посадки:
Посадки с натягом:
- Скользящая - С;
- Движения - Д;
- Ходовая - Х;
- Легкоходовая - Л;
- Широкоходовая - Ш;
- Глухая - Г;
- Тугая - Т;
- Напряженная - Н;
- Плотная - П;
- Грячая - Гр;
- Прессовая - Пр;
- Легкопрессовая - Пл;
Поля допусков основных отверстий обозначаются буквой А, а поля допусков основных валов — буквой В с числовым индексом класса точности.
Обозначения полей допусков отверстий и валов приведены в таблицах справочников.
В этих таблицах условные обозначения посадок для неосновных
деталей (т. е. валов в системе отверстия и отверстий в системе вала) образованы от начальных букв наименований посадки, а класс
точности указывается в виде дополнительного индекса. Для второго класса точности, являющегося основным, числовой индекс не указывается.
Посадки с зазором
Скользящие посадки
Посадка
Характеристика
H/h
Применяют главным образом в неподвижных соединениях при необходимости частой
разборки (сменные детали), если требуется легко передвигать или поворачивать детали одну относительно другой при
настройке или регулировании, для центрирования неподвижно скрепляемых деталей
H6/h5
Особо точное центрирование (детали станков и т.п.)
H7/h6
Точное центрирование деталей в соединениях, таких как:
- Соединения с короткими рабочими ходами, например, для хвостовиков пружинных
клапанов в направляющих втулках (также применима посадка H7/g6);
- Соединение деталей, которые должны легко перемещаться при затяжке;
- Для точного направления при возвратно-поступательных перемещениях,
например, поршневой шток в направляющих втулках насосов высокого давления;
- Центрирование корпусов подшипников качения.
H8/h7
Центрирующие поверхности при пониженных требованиях к соосности
H8/h8
Применяют для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов,
небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (зубчатые колеса, муфты, шкивы и другие детали, соединяющиеся с
валом на шпонке, корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений), а также в подвижных соединениях при медленных
или редких поступательных и вращательных перемещениях (перемещающиеся зубчатые колеса, зубчатые торцевые муфты)
H9/h8
H9/h9
H11/h11
Применяют для относительно грубо центрированных неподвижных соединений (центрирование фланцевых
крышек, фиксация накладных кондукторов), для неответственных шарниров
Посадки движения
Посадка
Характеристика
H/g
Применяют в подвижных соединениях
H7/g6
Применяют в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (например, золотник во втулке
пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке)
H6/g5
Применяют в особо точных подвижных механизмах
H5/g4
Ходовые посадки
Посадка
Характеристика
H/f
Применяют в основном в подшипниках скольжения
H6/f6
Для точных подшипников скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках
(золотниковые пары гидравлических передач легковых автомобилей)
H7/f7
Применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках,
в том числе в коробках скоростей, центробежных насосах; Для вращающихся свободно на валах зубчатых колес, а также колес,
включаемых муфтами; Для направления толкателей в двигателях внутреннего сгорания
H8/f8
Для подшипников скольжения при нескольких или разнесенных опорах, для других подвижных
соединений и центрирования при относительно невысоких требованиях к соосности (крупные подшипники в тяжелом машиностроении,
посадки сцепных муфт, поршней в цилиндрах паровых машин, поршневых и золотниковых штоков в сальниках, центрирование крышек цилиндров)
H8/f9
H9/f9
Легкоходовые посадки
Посадка
Характеристика
H/e
Применяют в подшипниках при высокой частоте вращения
H7/e7
Подшипники электродвигателей, в механизмах передач двигателя внутреннего сгорания;
При разнесенных опорах или большой длине сопряжения, например, для блока зубчатых передач в станках
H7/e8
H8/e8
H8/e9
Широкоходовые посадки
Посадка
Характеристика
H/d
Применяют в основном в подвижных соединениях
H7/d8
Применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения
H8/d8
H8/d9
Применяется для подвижных соединений, работающих в условиях высокой температуры,
например, для поршней в цилиндрах паровых машин и компрессоров, в соединениях клапанных коробок с корпусом компрессора
(для их демонтажа необходим большой зазор из-за образования нагара и значительной температуры)
H9/d9
H11/d11
Применяется для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи (узлы
сельскохозяйственных машин, железнодорожных вагонов), в шарнирных соединениях тяг, рычагов и т.п., для центрирования
крышек паровых цилиндров с уплотнением стыка кольцевыми прокладками
H/c
Теплоходовая посадка
Переходные посадки
Глухая посадка
Посадка
Характеристика
H7/n6
Дает наиболее прочные соединения. Примеры применения:
- Для зубчатых колес, муфт, кривошипов и других деталей при больших нагрузках, ударах или вибрациях в соединениях, разбираемых обычно только при капитальном ремонте;
- Посадка установочных колец на валах малых и средних электромашин;
- Посадка кондукторных втулок, установочных пальцев, штифтов. Используется
для передачи небольших нагрузок без дополнительного крепления (посадка осей, втулок, шкивов и др.). Сборка производится под прессом.
Тугая посадка
Посадка
Характеристика
H7/m6
Несколько слабее глухой посадки, ее применяют при необходимости иногда разбирать соединение.
С предельными отклонениями по m6 выполняют посадочные места под подшипники качения в тяжелом машиностроении, цилиндрические штифты,
но поле допуска m6 не вошло в число предпочтительных, так как перекрывается соседними полями n6 и k6
Напряженная посадка
Посадка
Характеристика
H7/k6
В среднем дает незначительный зазор 1..5мкм и обеспечивает хорошее центрирование,
не требуя значительных усилий для сборки и разборки. Применяется чаще других переходных посадок: для посадки шкивов,
зубчатых колес, муфт, маховиков (на шпонках), для втулок подшипников и вращающихся на валах зубчатых колес и т.п.
Плотная посадка
Посадка
Характеристика
H7/js6
Имеет еще большие средние зазоры, чем напряженная посадка, и применяется взамен ее, при
необходимости облегчить сборку
Более точные или более грубые переходные посадки имеют примерно тот же характер, что и описанные одноименные посадки, и используется соответственно
при высоких или пониженных требованиях к точности центрирования.
Посадки с натягом
Легкопрессовая посадка
Посадка
Характеристика
H7/p6
Применяется при сравнительно небольших нагрузках (например, посадка на вал уплотнительного кольца,
фиксирующего положение внутреннего кольца подшипника у крановых и тяговых двигателей)
Прессовая посадка
Посадка
Характеристика
H7/p6
Применяется в следующих соединениях:
- Без крепежных деталей при небольших нагрузках (например, втулка в головке шатуна пневматического двигателя);
- С крепежными деталями при небольших нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес и муфт в прокатных станах, нефтебуровом оборудовании и др.).
H7/s6
H7/s7
Горячая посадка
Посадка
Характеристика
H6/p5
Посадки с натягом высокой точности применяют относительно редко и в соединениях, особенно чувствительных к колебаниям натягов, например, посадка двухступенчатой втулки на вал якоря тягового электродвигателя
H6/r5
H6/s5
H7/u7
Применяется в следующих соединениях:
- Без крепежных деталей при значительных нагрузках, в том числе знакопеременных (например, соединение пальца с эксцентриком в режущем аппарате уборочных сельскохозяйственных машин);
- С крепежными деталями при очень больших нагрузках (посадка крупных муфт в приводах прокатных станов);
- При небольших нагрузках, но малой длине сопряжения (седло клапана в головке блока цилиндров грузового автомобиля, втулка в рычаге очистки зерноуборочного комбайна).
H8/u8
H8/x8
Характеризуются относительно большими натягами и допусками натяга, применяются в тяжелонагруженных соединениях или при материалах с относительно небольшим модулем упругости
H8/z8
Возможные финишные операции для обеспечения допусков квалитетов приведены в Таблице 1.
Возможные финишные операции для обеспечения допусков квалитетов
Квалитеты
Финишные операции
Система ОСТ
Н6
h5
Суперфиниш, доводка, обтачивание и растачивание алмазами, шлифование, развертывание тремя развертками
А1
B1
Н7
h6
Нормальное (чистовое) шлифование обтачивание и растачивание на точных токарных станках и прецизионных автоматах продольного точения
А
B
Н8
h7
Шлифование пониженной точности, чистовое обтачивание и растачивание на токарных станках, двойное развёртывание, про-тягивание
А2a
B2a
Н8
h8
Нормальное обтачивание и растачивание на токарных и повышенной точности токарно-револьверных станках, точное литье под давлением
А3
B3
H9
h9
Н10
h10
Нормальное обтачивание и растачивание на токарно-револьверных станках и автоматах, на неточных токарных станках, точное литье под давлением, точное прессование деталей из пластмасс
А3a
B3a
Н11
h11
Обтачивание и растачивание на автоматах токарно-револьверных, на неточных токарных станках, точное фрезерование, зенкерование и сверление в кондукторах
А4
B4
Н12
h12
Обтачивание и растачивание на автоматах токарно-револьверных, на неточных токарных станках, точное фрезерование, зенкерование и сверление в кондукторах
А5
B5
Наибольший натяг получается при горячей посадке, меньший — при прессовых посадках; наименьший зазор получается
при скользящей посадке, немного больший — при посадке движения, почти втрое больший при ходовой, затем еще больший при легкоходовой
и, наконец, наибольший при широкоходовой посадке.
При глухой, тугой, напряженной и плотной посадках, возможны натяги и зазоры в зависимости от получающихся отклонений размера.
Классы точности
Точность изготовления характеризуется величиной допускаемых отклонений от заданных размеров и формы.
Для разных машин требуются детали с различной точностью обработки. Очевидно, что детали сельскохозяйственных и дорожных
машин могут быть изготовлены менее точно, чем детали фрезерного станка, а детали фрезерного
станка требуют меньшей точности, чем детали измерительного прибора.
В связи с этим в машиностроении детали разных машин изготовляют по разным классам точности. В СССР были приняты десять классов точности.
Классы 1, 2, 2а, 3, За — требуют наибольшей точности обработки; 4-й и 5-й — меньшей; остальные: 7, 8, 9 — еще меньшей.
1-й класс точности применяют при изготовлении особо точных изделий. Вследствие очень малых допусков работа по 1-му классу точности
требует высокой квалификации рабочего и точного оборудования, приспособлений и инструмента.
2-й и 2а классы точности применяют наиболее часто. По ним изготовляют ответственные детали станков, автомобильных, тракторных,
авиационных и электрических двигателей, текстильных и других машин.Наряду с этим в отраслях машиностроения, выпускающих указанные
машины, детали менее ответственных соединений изготовливают по 3-му, 4-му, 5-му и другим более грубым классам точности.
3-й и За классы точности применяют главным образом в тяжелом машиностроении при производстве турбин, паровых машин, двигателей
внутреннего сгорания, трансмиссионных деталей и т. д.
По 4-му классу точности изготовляют детали сельскохозяйственных машин, паровозов, железнодорожных вагонов и т. д.
5-й класс точности применяют в машиностроении для неответственных деталей менее точных механизмов.
7-й, 8-й и 9-й классы точности применяют при изготовлении более грубых деталей и особенно при заготовительных операциях: литье,
штамповке, медницко-слесарных работах и т. д.
Свободные размеры деталей выполняют обычно по 5-му или 7-му классам точности.
Чтобы показать, с какой посадкой и по какому классу точности нужно изготовить деталь, в чертежах на номинальных сопрягаемых размерах
ставится буква, обозначающая посадку, и цифра, соответствующая классу точности.
Например, С4 означает: скользящая посадка 4-го класса точности; Х3 — ходовая посадка 3-го класса точности и т. п.
Для посадок 2-го класса точности (особенно широко распространенных) цифра 2 не ставится. Поэтому, если в чертеже на
сопрягаемом размере рядом с буквой посадки нет цифры, то это значит, что деталь надо изготовить по 2-му классу точности.
Например, Л означает легкоходовая посадка 2-го класса точности.
Посадки с зазором: | Переходные посадки: | Посадки с натягом: |
|
|
|
Поля допусков основных отверстий обозначаются буквой А, а поля допусков основных валов — буквой В с числовым индексом класса точности.
Обозначения полей допусков отверстий и валов приведены в таблицах справочников.
В этих таблицах условные обозначения посадок для неосновных
деталей (т. е. валов в системе отверстия и отверстий в системе вала) образованы от начальных букв наименований посадки, а класс
точности указывается в виде дополнительного индекса. Для второго класса точности, являющегося основным, числовой индекс не указывается.
Посадки с зазором
Скользящие посадки | |
Посадка | Характеристика |
H/h | Применяют главным образом в неподвижных соединениях при необходимости частой разборки (сменные детали), если требуется легко передвигать или поворачивать детали одну относительно другой при настройке или регулировании, для центрирования неподвижно скрепляемых деталей |
H6/h5 | Особо точное центрирование (детали станков и т.п.) |
H7/h6 | Точное центрирование деталей в соединениях, таких как:
|
H8/h7 | Центрирующие поверхности при пониженных требованиях к соосности |
H8/h8 | Применяют для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (зубчатые колеса, муфты, шкивы и другие детали, соединяющиеся с валом на шпонке, корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений), а также в подвижных соединениях при медленных или редких поступательных и вращательных перемещениях (перемещающиеся зубчатые колеса, зубчатые торцевые муфты) |
H9/h8 | |
H9/h9 | |
H11/h11 | Применяют для относительно грубо центрированных неподвижных соединений (центрирование фланцевых крышек, фиксация накладных кондукторов), для неответственных шарниров |
Посадки движения | |
Посадка | Характеристика |
H/g | Применяют в подвижных соединениях |
H7/g6 | Применяют в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (например, золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке) |
H6/g5 | Применяют в особо точных подвижных механизмах |
H5/g4 | |
Ходовые посадки | |
Посадка | Характеристика |
H/f | Применяют в основном в подшипниках скольжения |
H6/f6 | Для точных подшипников скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках (золотниковые пары гидравлических передач легковых автомобилей) |
H7/f7 | Применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в том числе в коробках скоростей, центробежных насосах; Для вращающихся свободно на валах зубчатых колес, а также колес, включаемых муфтами; Для направления толкателей в двигателях внутреннего сгорания |
H8/f8 | Для подшипников скольжения при нескольких или разнесенных опорах, для других подвижных соединений и центрирования при относительно невысоких требованиях к соосности (крупные подшипники в тяжелом машиностроении, посадки сцепных муфт, поршней в цилиндрах паровых машин, поршневых и золотниковых штоков в сальниках, центрирование крышек цилиндров) |
H8/f9 | |
H9/f9 | |
Легкоходовые посадки | |
Посадка | Характеристика |
H/e | Применяют в подшипниках при высокой частоте вращения |
H7/e7 | Подшипники электродвигателей, в механизмах передач двигателя внутреннего сгорания; При разнесенных опорах или большой длине сопряжения, например, для блока зубчатых передач в станках |
H7/e8 | |
H8/e8 | |
H8/e9 | |
Широкоходовые посадки | |
Посадка | Характеристика |
H/d | Применяют в основном в подвижных соединениях |
H7/d8 | Применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения |
H8/d8 | |
H8/d9 | Применяется для подвижных соединений, работающих в условиях высокой температуры, например, для поршней в цилиндрах паровых машин и компрессоров, в соединениях клапанных коробок с корпусом компрессора (для их демонтажа необходим большой зазор из-за образования нагара и значительной температуры) |
H9/d9 | |
H11/d11 | Применяется для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи (узлы сельскохозяйственных машин, железнодорожных вагонов), в шарнирных соединениях тяг, рычагов и т.п., для центрирования крышек паровых цилиндров с уплотнением стыка кольцевыми прокладками |
H/c | Теплоходовая посадка |
Переходные посадки
Глухая посадка | |
Посадка | Характеристика |
H7/n6 | Дает наиболее прочные соединения. Примеры применения:
|
Тугая посадка | |
Посадка | Характеристика |
H7/m6 | Несколько слабее глухой посадки, ее применяют при необходимости иногда разбирать соединение. С предельными отклонениями по m6 выполняют посадочные места под подшипники качения в тяжелом машиностроении, цилиндрические штифты, но поле допуска m6 не вошло в число предпочтительных, так как перекрывается соседними полями n6 и k6 |
Напряженная посадка | |
Посадка | Характеристика |
H7/k6 | В среднем дает незначительный зазор 1..5мкм и обеспечивает хорошее центрирование, не требуя значительных усилий для сборки и разборки. Применяется чаще других переходных посадок: для посадки шкивов, зубчатых колес, муфт, маховиков (на шпонках), для втулок подшипников и вращающихся на валах зубчатых колес и т.п. |
Плотная посадка | |
Посадка | Характеристика |
H7/js6 | Имеет еще большие средние зазоры, чем напряженная посадка, и применяется взамен ее, при необходимости облегчить сборку |
Более точные или более грубые переходные посадки имеют примерно тот же характер, что и описанные одноименные посадки, и используется соответственно при высоких или пониженных требованиях к точности центрирования.
Посадки с натягом
Легкопрессовая посадка | |
Посадка | Характеристика |
H7/p6 | Применяется при сравнительно небольших нагрузках (например, посадка на вал уплотнительного кольца, фиксирующего положение внутреннего кольца подшипника у крановых и тяговых двигателей) |
Прессовая посадка | |
Посадка | Характеристика |
H7/p6 | Применяется в следующих соединениях:
|
H7/s6 | |
H7/s7 | |
Горячая посадка | |
Посадка | Характеристика |
H6/p5 | Посадки с натягом высокой точности применяют относительно редко и в соединениях, особенно чувствительных к колебаниям натягов, например, посадка двухступенчатой втулки на вал якоря тягового электродвигателя |
H6/r5 | |
H6/s5 | |
H7/u7 | Применяется в следующих соединениях:
|
H8/u8 | |
H8/x8 | Характеризуются относительно большими натягами и допусками натяга, применяются в тяжелонагруженных соединениях или при материалах с относительно небольшим модулем упругости |
H8/z8 |
Возможные финишные операции для обеспечения допусков квалитетов приведены в Таблице 1.
Возможные финишные операции для обеспечения допусков квалитетов
Квалитеты | Финишные операции | Система ОСТ | ||
Н6 | h5 | Суперфиниш, доводка, обтачивание и растачивание алмазами, шлифование, развертывание тремя развертками | А1 | B1 |
Н7 | h6 | Нормальное (чистовое) шлифование обтачивание и растачивание на точных токарных станках и прецизионных автоматах продольного точения | А | B |
Н8 | h7 | Шлифование пониженной точности, чистовое обтачивание и растачивание на токарных станках, двойное развёртывание, про-тягивание | А2a | B2a |
Н8 | h8 | Нормальное обтачивание и растачивание на токарных и повышенной точности токарно-револьверных станках, точное литье под давлением | А3 | B3 |
H9 | h9 | |||
Н10 | h10 | Нормальное обтачивание и растачивание на токарно-револьверных станках и автоматах, на неточных токарных станках, точное литье под давлением, точное прессование деталей из пластмасс | А3a | B3a |
Н11 | h11 | Обтачивание и растачивание на автоматах токарно-револьверных, на неточных токарных станках, точное фрезерование, зенкерование и сверление в кондукторах | А4 | B4 |
Н12 | h12 | Обтачивание и растачивание на автоматах токарно-револьверных, на неточных токарных станках, точное фрезерование, зенкерование и сверление в кондукторах | А5 | B5 |
Наибольший натяг получается при горячей посадке, меньший — при прессовых посадках; наименьший зазор получается
при скользящей посадке, немного больший — при посадке движения, почти втрое больший при ходовой, затем еще больший при легкоходовой
и, наконец, наибольший при широкоходовой посадке.
При глухой, тугой, напряженной и плотной посадках, возможны натяги и зазоры в зависимости от получающихся отклонений размера.
Классы точности
Точность изготовления характеризуется величиной допускаемых отклонений от заданных размеров и формы.
Для разных машин требуются детали с различной точностью обработки. Очевидно, что детали сельскохозяйственных и дорожных
машин могут быть изготовлены менее точно, чем детали фрезерного станка, а детали фрезерного
станка требуют меньшей точности, чем детали измерительного прибора.
В связи с этим в машиностроении детали разных машин изготовляют по разным классам точности. В СССР были приняты десять классов точности.
Классы 1, 2, 2а, 3, За — требуют наибольшей точности обработки; 4-й и 5-й — меньшей; остальные: 7, 8, 9 — еще меньшей.
1-й класс точности применяют при изготовлении особо точных изделий. Вследствие очень малых допусков работа по 1-му классу точности
требует высокой квалификации рабочего и точного оборудования, приспособлений и инструмента.
2-й и 2а классы точности применяют наиболее часто. По ним изготовляют ответственные детали станков, автомобильных, тракторных,
авиационных и электрических двигателей, текстильных и других машин.Наряду с этим в отраслях машиностроения, выпускающих указанные
машины, детали менее ответственных соединений изготовливают по 3-му, 4-му, 5-му и другим более грубым классам точности.
3-й и За классы точности применяют главным образом в тяжелом машиностроении при производстве турбин, паровых машин, двигателей
внутреннего сгорания, трансмиссионных деталей и т. д.
По 4-му классу точности изготовляют детали сельскохозяйственных машин, паровозов, железнодорожных вагонов и т. д.
5-й класс точности применяют в машиностроении для неответственных деталей менее точных механизмов.
7-й, 8-й и 9-й классы точности применяют при изготовлении более грубых деталей и особенно при заготовительных операциях: литье,
штамповке, медницко-слесарных работах и т. д.
Свободные размеры деталей выполняют обычно по 5-му или 7-му классам точности.
Чтобы показать, с какой посадкой и по какому классу точности нужно изготовить деталь, в чертежах на номинальных сопрягаемых размерах
ставится буква, обозначающая посадку, и цифра, соответствующая классу точности.
Например, С4 означает: скользящая посадка 4-го класса точности; Х3 — ходовая посадка 3-го класса точности и т. п.
Для посадок 2-го класса точности (особенно широко распространенных) цифра 2 не ставится. Поэтому, если в чертеже на
сопрягаемом размере рядом с буквой посадки нет цифры, то это значит, что деталь надо изготовить по 2-му классу точности.
Например, Л означает легкоходовая посадка 2-го класса точности.
Точность изготовления характеризуется величиной допускаемых отклонений от заданных размеров и формы.
Для разных машин требуются детали с различной точностью обработки. Очевидно, что детали сельскохозяйственных и дорожных
машин могут быть изготовлены менее точно, чем детали фрезерного станка, а детали фрезерного
станка требуют меньшей точности, чем детали измерительного прибора.
В связи с этим в машиностроении детали разных машин изготовляют по разным классам точности. В СССР были приняты десять классов точности.
Классы 1, 2, 2а, 3, За — требуют наибольшей точности обработки; 4-й и 5-й — меньшей; остальные: 7, 8, 9 — еще меньшей.
1-й класс точности применяют при изготовлении особо точных изделий. Вследствие очень малых допусков работа по 1-му классу точности
требует высокой квалификации рабочего и точного оборудования, приспособлений и инструмента.
2-й и 2а классы точности применяют наиболее часто. По ним изготовляют ответственные детали станков, автомобильных, тракторных,
авиационных и электрических двигателей, текстильных и других машин.Наряду с этим в отраслях машиностроения, выпускающих указанные
машины, детали менее ответственных соединений изготовливают по 3-му, 4-му, 5-му и другим более грубым классам точности.
3-й и За классы точности применяют главным образом в тяжелом машиностроении при производстве турбин, паровых машин, двигателей
внутреннего сгорания, трансмиссионных деталей и т. д.
По 4-му классу точности изготовляют детали сельскохозяйственных машин, паровозов, железнодорожных вагонов и т. д.
5-й класс точности применяют в машиностроении для неответственных деталей менее точных механизмов.
7-й, 8-й и 9-й классы точности применяют при изготовлении более грубых деталей и особенно при заготовительных операциях: литье,
штамповке, медницко-слесарных работах и т. д.
Свободные размеры деталей выполняют обычно по 5-му или 7-му классам точности.
Чтобы показать, с какой посадкой и по какому классу точности нужно изготовить деталь, в чертежах на номинальных сопрягаемых размерах
ставится буква, обозначающая посадку, и цифра, соответствующая классу точности.
Например, С4 означает: скользящая посадка 4-го класса точности; Х3 — ходовая посадка 3-го класса точности и т. п.
Для посадок 2-го класса точности (особенно широко распространенных) цифра 2 не ставится. Поэтому, если в чертеже на
сопрягаемом размере рядом с буквой посадки нет цифры, то это значит, что деталь надо изготовить по 2-му классу точности.
Например, Л означает легкоходовая посадка 2-го класса точности.
Ноябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Муфты зубчатые в наличии | ||
Муфты МЗ | ||
Тип | Цена, руб., с НДС |
Кол-во, шт. |
МЗ-1 | 9 400 | 58 |
МЗ-2 | 14 600 | 156 |
МЗ-3 | 16 400 | 83 |
МЗ-4 | 25 000 | 53 |
МЗ-5 | 32 000 | 25 |
МЗ-6 | 54 000 | 14 |
МЗ-7 | 75 000 | 2 |
МЗ-8 | 102 300 | 9 |
МЗ-9 | 130 000 | 2 |
МЗ-10 | 180 000 | 9 |